Что будем искать?

Люди

Тройственная любовь французского авангарда: о музах Элюара, Пикассо и Дали

Май 1968-го – это метафора свободы. Однако свобода мыслей и творчества зародилась задолго до середины ХХ века. Пожалуй, певцом нового авангарда, который сумел предсказать всплеск нонконформизма в литературе, философии…  в культуре в целом, стал Борис Виан. Он, конечно, опередил свое время. Однако Виан, как мне кажется, – продукт эпохи, начало которой положили законодатели новых течений в литературе, пластическом искусстве и т. д. Виан сатирически изображал Жана-Поля Сартра – культовую фигуру французской культуры ХХ века, но Сартр же просил Пикассо сделать обложку для журнала, который издавали экзистенциалисты… Все эти фигуры и два этих образа авангарда взаимосвязаны. И, конечно, связаны образы жизни, которые вели идолы свободолюбивого времени. PlayOne исследует не только изнанку культуры, но и щупает ее видимую поверхность. Итак…

ХХ век – эпоха свободы. Литература, искусство, любовь. Элюар, Пикассо, Дали

Законодатели моды свободомыслия ХХ века придерживались правила: судить обо всех вещах предвзято. Это значит, что мнения большинства не существует. Есть лишь мнение отдельно взятого человека, мнение меньшинства. Возможно, эта новая норма была доведена до апогея в принципах нового искусства: оно создается не для масс, а для себя самого, искусство для / ради искусства, наука для / ради науки. Поэтому понять ХХ век – означает понять отдельного человека, который «в отдельности всегда прав». Понять отдельное, узкое сообщество: интеллектуалов, романтиков, философов. Так пишет Виан в записке «Читателям», прикрепленной к роману «Пена дней», 10 марта 1946-го года, в день своего рождения.

Сартр и Бовуар: кадр из фильма "Любовники кафе де Флор"
cdn.japantimes.2xx.jp

Самое важное в жизни – судить обо всем предвзято. Толпа… обычно ошибается, а каждый человек в отдельности всегда прав. Впрочем, не выводите из этого утверждения правил поведения. Им можно следовать, лишь пока они не сформулированы. На свете есть только две вещи, ради которых стоит жить: любовь к красивым девушкам, какова бы они ни была, да новоорлеанский джаз или Дюк Эллингтон. Всему остальному лучше было бы просто исчезнуть с лица земли, потому что все остальное – одно уродство…

Борис Виан. Пена дней

Вещь первая – красивые девушки. Пожалуй, трудно вспомнить художника (как всегда – в широком смысле этого слова), который бы не имел музы. Это или абстрактный идеал, вроде образа Прекрасной дамы, либо же конкретно чувственное воплощение – живая женщина. ХХ век – все-таки время чувственности. Телесность выходит на новый уровень, по-новому осмысляется и осознается. Нормой среди интеллектуалов считается, например, триолизм.

Французские сюрреалисты
mediartinnovation.com

Триолизм или сексуальный плюрализм

Как и многие привлекающие внимание явления культуры, триолизм находится на грани нормы и патологии. Любопытно, что определение триолизма можно отыскать даже в медицинском словаре психиатрических терминов. Медицина почти фашистки настроена по отношению ко своим подопечным. Поэтому явления здесь четко распределены по полюсам: норма – патология. Так вот, триолизм, безусловно, считается патологией. Есть два медицинских определения триолизма:

  1. Разновидность полового извращения, когда удовлетворение сексуальных потребностей достигается лишь при условии, что близость осуществляется в присутствии кого-то третьего. Это чистый триолизм.
  2. Но люди, порой, заходят и дальше. Поэтому иногда триолизм приобретает форму тригамии. Это ситуация, когда три семейные пары поддерживают между собой отношения сексуального и супружеского характера. Также триолизмом считается и супружеское взаимодействие двух мужчин и женщины (как и наоборот – двух женщин с одним мужчиной). Во Франции, культура которой нас здесь интересует, эта форма взаимоотношений получила красивое название ménage a troi. Впрочем, все французские названия красивые, не так ли?
Симона и Люми: кадр из фильма "Любовники кафе де Флор"
i.pinimg.com

Любовные треугольники и треугольная теория любви

Сексологическая наука признает триолизм сексуальной девиации или парафилией, то есть «любовью за пределами» (буквально). Но триолизм в действительности оказывается далеко не всегда укорененным исключительно в плотских отношениях. Например, вспомнить хотя бы историю трио Маяковский-Лиля Брик-Осип Брик. Сомневаюсь, что стихотворение «Лиличка! Вместо письма» могло родиться без достаточной степени духовного вовлечения. Триолизм всегда, к тому же, вдохновлял художников. О том, какие треугольники (не Бермудские, конечно) встречались в жизни Элюара, Пикассо и Дали, мы поговорим ниже. А пока что вспомним режиссера, который, пожалуй, наиболее ярко изобразил триолизм. Это Бернардо Бертолуччи. Сексуальность – основа его творчества. Бертолуччи не пугали «запретные темы» вроде жизни втроем, инцеста, гомосексуальности и нестандартных форм телесного взаимодействия. Собственно, из ярких фильмов вспоминаются «Мечтатели» (2003 год) и, конечно, «Последнее танго в Париже» (1972 год). Хоть я и не поклонник Бертолуччи, но «Последнее танго…» отличается какой-то медитативной притягательностью.

Пол и Жанна: кадр из "Последнего танго в Париже"
peopledotcom.com

Своеобразные отношения связывали и Сартра с Симоной де Бовуар. Фильм «Любовники Кафе де Флор» (режиссер – Илан Дюран Коэн, 2006 год) прекрасно отражает эту сторону жизни, отсутствие запретов, эксперименты, не всегда удачные и не всегда с хорошим концом. Однако это та смелость, которая характерна для тотально потерянного поколения интеллектуалов ХХ века. Другое название этого сексуально-романтического феномена – любовный треугольник, ситуация, когда три лица вовлечены в отношения, включающие и эмоциональную привязанность друг к другу. Конечно, любовные треугольники ассоциируются с образами тяжелых чувств, вроде ревности и неразделенной любви. Редко «треугольные» отношения оказываются равными, и участники этой геометрической фигуры попадают в ловушку полиамории. Что такое полиамория? Обычно говорят, что это не столько разновидность отношений, сколько система взглядов на них, когда один человек может ощущать романтическое притяжение сразу к нескольким лицам. Но это как теория, так и практика, то есть полиамория воплощается в действительности в форме тех же любовных треугольников. Среди форм полиамории могут встречаться групповые (многоженство – полигиния, многомужество – полиандрия), открытые и смешанные варианты ее практического воплощения. Например, мы вспоминали Симону де Бовуар и Сартра, которых связывали открытые отношения. У сторонников этих взглядов есть и собственная нравственная позиция. Они отрицают собственничество, считают высшими ценностями верность избранникам, доверие, честность, уважение друг к другу, преданность, открытость и взаимную поддержку. В том числе поддержку обязательно эмоционального характера. Любопытно, что символом полиамории является сердце со знаком бесконечности.

Главные герои фильма "Мечтатели": эпизод в ванной комнате
i.ytimg.com

Что касается треугольной теории любви, то эта геометрическая фигура оказывается куда шире триолизма. Концепцию о трех компонентах любви разработал американский психолог Роберт Стернберг (род. 1949). Кстати, ему принадлежит и довольно оригинальная работа под названием «Практический интеллект». По его мнению, тремя составляющими любви являются близость (чувство сопричастности, единства и связанности), страсть (сексуальный аспект) и обязательство (совместные планы на будущее). Стернберг изображает любовные отношения в форме треугольника, который идеально подходит для передачи разных стилей любви. Какие это стили? Всмотревшись в эту схему, можно увидеть следующее:

Треугольная теория любви: схема
wikipedia.org
  • отсутствие любви (нет ни близости, ни обязательств, ни страсти);
  • пустая любовь (когда есть лишь одни обязательства, но нет ни близости, ни страсти);
  • романтическая любовь (страсть в сочетании с близостью);
  • симпатия и дружба (когда присутствует лишь близость);
  • совершенная любовь (включающая все три вышеназванных компонента);
  • влюбленность и увлеченность (в таком стиле любви есть только страсть);
  • роковая любовь (со страстью и обязательствами, но без близости);
  • дружеская любовь (здесь есть близость и обязательства, но отсутствует страсть).
Бовуар и Сартр (кадр из фильма)
justwatch.com

Но об этом лучше поговорить отдельно. А пока что – Поль Элюар и авангард.

Авангард: Монмартр и Латинский квартал

Начало ХХ века. Франция. Средоточием богемной жизни, экспериментов – как творческих, так и романтических – становится Париж. Эту атмосферу удалось отобразить французскому писателю Франсису Карко (1886–1958) в книге «От Монмартра до Латинского квартала»:

От Монмартра до Латинского квартала, несомненно, далеко. Очень далеко, – дальше, может быть, чем думают. Но если такой человек, как я, желает собрать свои воспоминания, то лишь в этих местах он найдет самые богаты и пестрые из них. Около 1910 года все мы были обитателями Монмартра или окрестностей бульвара Сен-Мишель! Счастливые времена!

Портрет Франсиса Карко
domcorrieras.fr

Что такое авангард? С одной стороны, авангардом называют часть войск, которая движется впереди и, соответственно, первой принимает сражение. А с другой стороны – есть еще авангард в искусстве. На поверку, авангардисты от искусства тоже оказываются таким передовым отрядом. По поводу художественного авангарда существуют различные мнения, но я все же думаю, что период до середины ХХ века можно назвать авангардным: первая его часть – это безусловный прорыв и революция, вторая – движение по инерции и затухание, но все равно освещенное светом свободолюбивых новаций. Меня интересует факт, что авангард в искусстве всегда сопровождается нарушением определенных норм и соотносится с девиантным поведением, то есть с отклонением от общепринятого нормативного курса. В авангарде борется норма и патология, здоровье и болезнь, старое и новое, традиционное и новационное, взрослое и детское, рациональное и иррациональное, наконец, на первый план выдвигается абсурдное…

Поль Элюар и естественный ход вещей

Неосознанное эротическое – в основе всех естественных наук…

Поль Элюар

Фото Поля Элюара
potlatch.it

На самом деле, выбранный мною заголовок – «Естественный ход вещей» – это название одного из сборников стихов Элюара, изданного в 1938 году. Этот сборник поэт посвятил Нюш, которую потом «отдал» Пикассо… Но об этом немного ниже. Кстати, несколько стихов из «Естественного хода вещей»:

Она порвала свое платье
Она обняла
Новый и голый наряд
***
В осенних подвалах
Она становилась попеременно
То нежным цветком урагана
То угольком
***
Молодость ей давала
Силу жить одиноко
Я не сумел запереть свое сердце
В клетку ее груди...

Любил ли Элюар Нюш?

Поль Элюар и Нюш
tumblr.com

Поль Элюар, настоящее имя которого Эжен Эмиль Поль Грендель (1895–1952) – сюрреалист в литературе. С первой женой – Галой – поэта свела болезнь: будущие супруги, Элюары страдали от туберкулеза. Они познакомились в 1912 году на лечении в Швейцарии. О Гале мы поговорим позже, а пока что сосредоточимся на фигуре Поля. Несмотря на слабое здоровье, Элюар все же принял участие в Первой мировой войне, куда ушел в 1917 году. Поль служил санитаром в одном из госпиталей, и именно в это время – на фоне военных событий и брака с Галой – Эжен Грендель становится Полем Элюаром, навсегда выбирая для себя этот псевдоним. В 1918 году Элюар вошел в сообщество сюрреалистов, определив и стилистическую направленность своих текстов. Какое-то время поэт интересовался дадаизмом и работал в этом стиле, но вскоре разорвал отношения с дадаистами.

Элюар, Эрнст, Софи и Гала
i.pinimg.com

Сюрреалисты были приверженцами левой идеологии. Аполитичность впоследствии была характерна лишь для Дали, но он существовал словно отдельно от остальных собратьев. В 1933 году Элюара исключают из Коммунистической партии, куда сюрреалисты вступили в 1926 году, за антисоветскую позицию. В партию поэт вернется лишь в 1942 году. Возможно, сложности душевных настроений подвигли Элюара на длительное кругосветное путешествие. В 1926-м выходит его книга «Умирать оттого, что не умираешь». После этого Элюар, оставив записку, объявил, что это был его последний сборник, и исчез. Близкие поэта, в том числе Гала, думали, что Элюар умер. Через семь месяцев он объявился, написал письмо супруге. Гала нашла мужа в Азии, и вместе они снова приехали во Францию.

Элюар и Мария Бенц
i.pinimg.com

Мария Бенц – светлая муза авангарда

В 1929 году Элюар сблизился с Дали, а его жена впоследствии ушла к испанскому гению. Но в том же 1929-м Поль встречает свою вторую супругу – Марию Бенц (1906–1946), которая осталась в истории под именем Нюш (иногда – Нуш, но это менее корректное произношение). С 1930 года Гала стала постоянно жить с Сальвадором, а в 1932-м она дала Элюару развод. Через два года, в 1934-м, Поль женится на Марии. О роли Нюш в жизни Поля красноречиво говорит фраза, написанная поэтом в 1935 году, в одном из писем к дочери – Сесиль:

Без нее моя жизнь была бы невозможна…

Кстати, сама Сесиль тоже стала музой авангарда. Ман Рэй часто фотографировал ее, портреты девочки писал Пикассо, да и друзья ее отца – сюрреалисты – обожали Сесиль. Между тем, девочка все равно была очень скромна, несмотря на такое внимание со стороны гениев ХХ века. Она считала, что ее жизнь была обычной, но вот окружение – напротив, очень необычным. Правда, отношения с матерью – Галой – у нее не сложились. Сесиль говорила, что когда Элюар уезжал на встречи сообщества сюрреалистов в Париж (а жили Элюары в то время в деревушке Обонь, под столицей), Гала ненавидела дочь за то, что та привязывала ее к дому. Сесиль словно ограждала мать от соблазнительной Парижской жизни. Поэтому девочка больше времени проводила в саду, чем с матерью. Поль Элюар, уже после расставания с Галой, писал ей:

Пиши почаще Сесиль, которая очень по тебе скучает. Я так сильно люблю ее, ведь у нее твои брови, твои глаза, потому что она твоя – и моя – дочь…

Поль Элюар с семьей
epimg.net

Однако… Нюш.

Рожденная в провинции Эльзас, в Мюлузе, Нюш была признанной красавицей. Кроме того, она обладала многочисленными и разносторонними талантами: занималась танцами, акробатикой и вокалом, пробовала себя в живописи и поэзии. Родители Нюш были акробатами, поэтому детство Марии прошло в цирке. Девочка с ранних лет занималась гимнастикой. Кроме всего прочего, Нюш была актрисой, в восемнадцатилетнем возрасте играя в постановках Августа Стриндберга. Но на театральном поприще реализовать свой талант Нюш не удалось. После этого девушку ожидали мюзик-холлы и даже кукольный театр.

Когда Нюш познакомилась с Элюаром, танцы остались в прошлом, а на жизнь она зарабатывала, как говорят, проституцией и работой помощницей иллюзиониста. Ей было 23 года. Любопытно, что разница в возрасте у Элюара и Нюш была такой же, как у Дали и Галы: 11 лет. Внешность Нюш стала вдохновением для многих авангардистов ХХ века. Нюш была моделью для Пикассо, о котором мы поговорим дальше, ее приглашал для фотосеансов Ман Рэй.

Поль Элюар и значимые для него женщины
unamujerenpigalle.com

Мы встретились летом 1946 года в Париже и обняли друг друга. Я знал по рассказам общих друзей, что в начале тридцатых годов в личной жизни Элюара произошли перемены: он женился на Нуш. Пикассо показывал мне ее портрет, она казалась красивой. Стихи Элюара стали менее мрачными. И вот я увидел Нуш, она оказалась не только красивой, но обаятельной, нежной, хрупкой и в то же время смелой. Мы просидели в темном кафе вечер. Поль и Нуш рассказывали о годах оккупации. Мы смеялись, шутили. Бог мой, каким светлым казалось нам тогда будущее!..

Илья Эренбург. Люди, годы, жизнь. Не жалею о прожитом

Нюш Элюар: фото
i.pinimg.com

У девушки был мягкий характер, ей была свойственна та же ранимость, что и Элюару… Не удивительно, что они стали близки. Нюш нашла общий язык с Сесиль. Несмотря на то, что девочка признавала только одну мать, со второй женой отца она ладила хорошо. В этот период налаживаются отношения между Пикассо, Сесиль, Нюш и Элюаром. Весь период отношений Нюш и Элюара был усеян облаками – воспоминаниями Поля о Гале. Летом 1931 года поэт пишет следующее:

Сегодня ночью меня мучили ужасные кошмары. Я проснулся и разбудил Нюш тем, что громко позвал тебя. Я был в слезах…

16 лет Нюш была спутницей и музой Элюара. Нюш умерла внезапно: в 1946 году во время уличной прогулки ей резко стало нехорошо. Мария Бенц скончалась очень скоропостижно (предположительно, причиной ее ранней смерти стало кровоизлияние в мозг). Элюар тяжело переживал смерть жены. Любопытно, что при всей любви ко второй супруге, Поль до конца жизни писал романтические письма Гале. В свою очередь, Гала тоже была способна на красивые жесты: с Сальвадором Дали она обвенчалась лишь после смерти Элюара, до 1952 года сохраняя флер этого странного платонического триолизма с бывшим мужем.

Нюш и отражение Элюара в зеркале
fromthebygone.com

Пикассо и уважение к объекту

В 1936–1939 годах Испанию потрясла Гражданская война. Именно в этот период Элюар сблизился с испанским и французским художником, скульптором, графиком и даже дизайнером Пабло Пикассо (1881–1973). По уровню скандальности Пикассо был равен своим коллегам, однако в любви к красивым женщинам он их превосходил. Если Дали и Элюар причисляли себя все же к цеху сюрреалистов, то Пикассо – кубист. Вернемся к Элюару. Его отношение к Пабло выдает, например, этот, посвященный художнику, стих:

Чтобы все понять
Даже
Дерево со взглядом ладьи
Дерево усладу ящерицы и плюща
Даже пламя даже слепого

Чтобы слить воедино
Крыло и росу день и ночь
Сердце и облако окно и бескрайний пейзаж

Чтобы стереть
Гримасу ничтожества
Которое завтра в золоте будет купаться…

В этом стихотворении Элюар уловил основной принцип отношения Пикассо к искусству – уважение к объекту. Причем здесь уважение к объекту? Кажется, что картины Пикассо искажают, обезображивают действительность и людей, однако, на самом деле, художник считал, что именно так он проявляет уважение к тому, что изображает. Он демонстрирует все самые сокровенные, скрытые стороны объекта. Поэтому картины Пикассо, особенно те, где он изображал своих муз, кажутся такими интимными.

Пабло Пикассо: фото
bew7ag.net

P.S. Настоящее имя Пикассо впечатляет своей длиной – Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.

Этот стих – не единственное, что Элюар посвятил Пикассо. В 1944-м Поль пишет книгу «Посвящается Пабло Пикассо», в 1948-м – «Пикассо в Антибе», наконец, в 1952 году – работу с лаконичным названием «Пикассо». Художник был, к слову, связан и с упоминаемыми мною выше Сартром и Бовуар: например, он создал обложку для первого выпуска журнала экзистенциалистов Les Temps Modern, которая, впрочем, не понравилась Симоне. Пикассо был внимателен и к семье своего друга – Поля Элюара. Он иллюстрировал книги поэта, а также часто писал портреты членов его семьи. Пикассо написал и портрет самого Элюара. Особенно нежные и трогательные чувства у художника вызывала Нюш. Это было удивительно, потому что обычно Пабло очень резко отзывался о женщинах.

Фотография Пикассо
karsh.org

Нуш теперь занималась дочерью Поля и Галы Сесиль, она успевала ухаживать и за пожилой матерью Элюара. «История появления чудесной девушки в его жизни похожа на рождественскую историю…» <…> Однажды Элюар с приятелем слонялся ночью по улицам, они познакомились на бульваре с голодной и продрогшей девушкой. Поль пригласил бедняжку пойти с ними выпить, потом она осталась у него на ночь. Девушка с улицы стала постоянной спутницей поэта. Все ее полюбили – художники, другие поэты и их капризные подруги. Пикассо, говоря о Нуш, всегда находил нежные слова… хотя сказал зачем-то, что Нуш была проституткой, и в ту ночь, когда Поль нашел ее, она на бульваре работала. Сама Нуш рассказывала, что была в то время помощницей гипнотизера в цирке и иногда подрабатывала танцовщицей. Сразу после их знакомства Поль потащил Нуш в Кадакес, в деревню под каталонским Фигерасом, где жили Гала с Дали, хотел похвастаться перед бывшей женой. Гала не выгнала их, но смотрела на Нуш без приязни; девушка была лет на семнадцать моложе ее. Вернувшись в Париж, Элюар по-прежнему посвящал стихи бывшей жене, мог в присутствии Нуш рассказывать кому-то, что в его эротических грезах по-прежнему царит Гала, что она его «ночная муза», навсегда…

 Елена Селестин. Свидетель Пикассо

Пикассо и Элюар
tate.org.uk

У самого Пикассо тоже был период близости к сюрреализму. 1925 год считается одним из самых сложных периодов творчества художника. Пикассо начинает интересовать мир бессознательного, иррационального, мир истерии и конвульсий, поглощения эротическими фантазиями.

Портрет Поля Элюара
christies.com

В центре работ Пикассо – образы женщин. Возможно, сложный брак с Ольгой Хохловой – русской актрисой и балериной, которая приехала в Париж вместе с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева; возможно, на то были какие-то другие – внутренние – причины, но Пикассо уходит в сторону изображения обезображенных и деформированных женских образов. Приближение художника к сюрреализму также повлияло на отношения Пикассо и Элюара. Это был период их яркого сотрудничества. В это время Элюар вернулся после войны в Париж. Его здоровье ослабело после пережитой газовой атаки, да и отношения с Галой стали как никогда сложными. У Пикассо и Элюара было много общего и похожего: первые жены обоих были русскими. С обоими произошел тяжелый разрыв.

Пикассо и Элюар на пляже
tate.org.uk

Кстати, что касается личной жизни Пикассо, то одна из его любовниц (которая, впрочем, родила от него двоих детей – сына Клода и дочь Палому) – Франсуаза Жило (род. 1921) – написала биографическую книгу о ее жизни с художником в 1943–1953 годах. Книга так и называется – «Моя жизнь с Пикассо» (1964 год). Это сделало Жило известной не только в литературных кругах, но и в мире популярной культуры, ведь Пикассо уже стал иконой своего времени. Сама Франсуаза тоже пробовала себя в искусстве, работая в направлении абстракционизма. О личной жизни художника, его творчестве и сложном характере также рассказывает фильм «Прожить жизнь с Пикассо» (режиссер – Джеймс Айвори, 1996 год). Эта кинокартина начинается именно с истории встречи Франсуазы и Пабло. Но книга Жило любопытна некоторыми данными, которые она упоминает… Например, она пишет:

…Пабло флиртовал в Сен-Тропезе с другой женщиной. Журналисты даже сказали... что он собирался с ней в Тунис, и мадам Ренье решила, что мне следует о этом узнать, пока я не прочла этого в газетах или не услышала от «посторонних». Я поблагодарила ее, но сказала, что предпочла бы не слышать об этом ни от кого. Хотя я подозревала нечто подобное, услышать подтверждение, тем более таким образом, было не особенно приятно. Такие вещи иногда воспринимаются спокойно, иногда тяжело. В ту минуту было очень тяжело. Когда мадам Ренье прекратила информировать меня о «новом приключении Пабло», как она назвала это, я чувствовала себя так, словно упала с шестого этажа, поднялась и попыталась уйти. В этом положении меня угнетало не только поведение Пабло. Я была очень привязана к Полю Элюару и с симпатией относилась к его новой жене, Доминике. И казалось вполне очевидным, что они как-то причастны к этому, помогают осложнить еще больше и без того сложные отношения между мной и Пабло. Уже само известие, что Пабло интересуется кем-то еще, было мучительно <…> Я не представляла, что это за женщина; знала только, что Пабло увлечен ею, что его мысли и чувства не со мной. Обдумав впоследствии рассказ мадам Ренье, я на минуту задалась вопросом, а не Доминика ли это. Я прекрасно знала Поля, понимала его мазохистскую натуру, приведшую много лет назад к молчаливому согласию на связь Пабло с его прежней женой, Нуш…

Элюар, Пикассо и Нюш
tate.org.uk

Итак, мы видим, что Пикассо не просто вдохновлялся образом Нюш – второй жены Поля Элюара, но и состоял с ней (согласно воспоминаниям Франсуазы Жило) в романтической связи. Об этом пишет и американский литератор греческого происхождения Ариана Стасинопулос-Хаффингтон (род. 1950) в книге «Пикассо: творец и разрушитель»:

Однажды Элюар даже заявил, что счастлив жить в этот беспокойный век в первую очередь потому, что встретился с Пикассо. Расставшись с Галой, своей первой женой, которая стала музой, возлюбленной и импресарио Сальвадора Дали, Элюар женился на хрупкой и странной девушке из Эльзаса, которую он подобрал на парижской улице – в тот момент она готова была лечь в постель с любым мужчиной, лишь бы раздобыть немного денег на пропитание. Нюш Элюар раньше была помощницей гипнотизера в цирке и временами подрабатывала актрисой. Она не только вдохновила Пикассо на серию самых нежных портретов, но и какое-то время была его любовницей. Элюар разделил страстно любимую им женщину с другом, к которому питал не меньшую страсть, и этим первобытным актом они скрепили свой союз, что им уже и раньше доводилось делать, ведь Элюар требовал от своих женщин «беспрекословной верности»…

Франсуаза Жило и Пикассо
jazzinphoto.com

Странно, что информация о романе между Пикассо и Нюш упоминается не так уж часто. Нюш не всегда вносят в классический список муз художника. Хотя ее фигура интересна уже тем, что ее волне устраивала роль музы, Нюш не претендовала, в отличие от других жен и любовниц авангардистов этого времени, на позицию творца. Нюш умерла в 1946 году. После удара, который нанесла Элюару смерть жены, он снова – по старому обыкновению – пустился в путешествия. Поль принимал участие в собраниях и конгрессах сюрреалистов, а в 1950-м году посетил Варшаву, где помогал организовывать Всемирный совет мира (ВСМ или Intellectuals for Peace) – орган всемирного движения сторонников мира, борьбы против разрушительного опыта войны. Поначалу ведущие позиции здесь занимали коммунисты, но в 1970-х годах состав ВСМ разнообразился, потому что сюда вошли представители профсоюзов, демократов, приверженцев феминистического движения и т. д. 1950-й стал также годом знакомства Элюара и его третьей – последней – жены. Ее звали Доминик Лемор. Они вернулись во Францию, а через год Элюар и Лемор поженились. Но союз оказался недолгим: в 1952 году поэт скоропостижно скончался от инфаркта. Элюар пережил Нюш на 6 лет.

Франсуаза Жило
static.independent.co.uk

В 1951 году Гала получила последнее письмо от Эжена. Он сообщал, что снова счастлив и женится на некой Доминик Лемор. А через год…

– Галючка… – нервно крутя и покусывая ус, Дали комкал в руке телеграмму. – Галючка… Поль умер. Инфаркт…

Юлия Бекичева. Гала. Елена Дьяконова: мой муж – Сальвадор Дали

В последнем письме Поль Элюар написал строки, которые Гала сохранила до самой своей смерти в 1982 году:

Я вложил всю свою жизнь в любовь к тебе. Я вложил всю свою жизнь в нашу любовь. Я хотел подарить тебе свободу, которую не дал бы тебе никто другой, все возможные наслаждения, все доступные тебе удовольствия. Но, боюсь, ты теряешь меня из виду…

Пикассо. Портрет Нюш
i.pinimg.com

Несмотря на это, Элюар посвящает последний поэтический сборник – «Феникс» (1951 год) – Доминик Лемор. Разница в возрасте между Элюаром и Доминик составляла почти 20 лет. Но она была сильной и полной энергии, она могла дать Элюару любовь и заботу, которых ему не хватало. Кстати, Пабло Пикассо был свидетелем на свадьбе Лемор и Элюара. Доминик произвела сильное впечатление на художника. Он даже сказал, что она напоминает ему скалу в Гибралтаре. 18 ноября 1952-го, утром, прочитав газету, Элюар умер, успев попрощаться с Доминик.

Мы двое крепко за руки взялись
Нам кажется что мы повсюду дома
Под тихим деревом под черным небом
Под каждой крышей где горит очаг…

Поль Элюар. Мы двое

На русском языке о Доминик Лемор нет почти никакой информации. Однако я просмотрела франкоязычные источники. Как оказалось, настоящее имя девушки – Одетта Лемор. Она родилась в 1914 году, а умерла в 2000-м. Лемор встретила Элюара в возрасте 35-ти лет. Доминик работала журналисткой, но в итоге сменила «профессию», став последней музой французского поэта…

Нюш: фото
cloudfront.net

Сальвадор Дали и Gala-Gradiva – та, что вела вперед

Полю Элюару не везло в любви. Так, по крайней мере, всегда кажется, когда думаешь, что две его музы перешли к другим художникам, словно предчувствуя, что Элюар больше не возглавляет этот Олимп, мир высокого искусства. Ради искусства. Нюш стала музой Пикассо, тогда как музой Сальвадора Дали стала Гала.

– Это поэт-сюрреалист Поль Элюар. Он страшно знаменит в Париже и, кроме всего прочего, покупает картины. Его жена сейчас в Швейцарии <…> Элюар показался мне легендарным героем – он спокойно попивал из бокала и разглядывал прекрасных женщин, окружавших нас <...> Как вслед за бурей появляется небо, так после моей болезни в Париже я вступил в период здоровья, самого «прозрачного», ибо я как бы «видел» насквозь мое тело, точное функционирование всех маленьких сцепленных друг с другом механизмов моей вновь цветущей анатомии. Я нутром чувствовал: это выздоровление предзнаменовало любовь. Мне предстоит нынешним летом познать любовь. Казалось, я ощущаю уже недостающую женскую фигуру, которая шла ко мне. Это могла быть только Галючка, возродившаяся в моей плоти…

Сальвадор Дали. История одного гения, рассказанная им самим

Сальвадор Дали: фото
pbs.twimg.com

Градива (от лат. gradivus – шагающая) – это один из эпитетов бога Марса. Образ Градивы с легкой руки приверженцев фрейдизма стал ассоциироваться с эротическими фантазиями, поэтому широко использовался сюрреалистами, увлеченными темой сексуальности.

Сальвадор Дали (1904–1989) – испанский художник, один из ярчайших представителей сюрреализма. Был разносторонне развитой личностью, гением. Живописец и скульптор, график, писатель и режиссер… Например, в соавторстве с коллегами по сюрреалистическому цеху Дали снял фильмы «Андалузский пес», «Золотой век», «Завороженный». После того как в Испании сменился режим – в 1936-м году – Сальвадор разрывает отношения с сюрреалистами. Для него была характерна аполитичность (в крайнем случае, монархизм), что не вязалось с левизной остальных представителей движения. В это время появляется го знаменитое высказывание: «Сюрреализм – это я».

Гала станет музой Сальвадора (который был моложе ее почти на 11 лет), ей он посвятит не только свои работы в области пластического искусства (живопись, скульптура…), но и тексты. «История одного гения…» начинается с посвящения Гале. То же самое касается и «Дневника одного гения», подписанного так: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной богине Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей Святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее Безмятежной». Дали не зря вспоминает о Елене Троянской и Святой Елене, потому что это настоящее имя Галы.

Дали и Гала
i.pinimg.com

P.S. Полное имя Дали довольно длинное – Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.

Гала – полиаморная муза

Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова (1894–1982) родилась в Казани. За границу Елена выезжает в 1912 году. Она едет в Швейцарию, в санаторий Клавадель, чтобы лечиться от туберкулеза. Именно здесь, в возрасте 18-ти лет, Елена встречает Поля Элюара. Поэта восхищал характер и темперамент Дьяконовой, не прикрытая страсть ее натуры. Видимо, желая подчеркнуть свою сущность, Елена называла себя Гала или Галина. Это имя созвучно со словом «праздник» во французском языке (gala – торжество; парадный, торжественный спектакль; увеселение). Кстати, в астрономии есть термин «гало», который означает светящееся кольцо вокруг планеты, спутника или звезды (по-английски тоже звучит похоже на Гала – halo). Элюар поставил ударение на последний слог прозвища, навсегда переименовав Елену в Гала́.

Дали с женой
thoughtco.com

В 1914 году, накануне Первой мировой войны, Елена возвращается на родину. Элюар всегда отличался слабым здоровьем, поэтому ему удалось избежать военных действий. Влюбленные сохраняли свой роман на дистанции, их связь продолжалась в письмах – так, как роман Симоны де Бовуар и Нельсона Олгрена. Это был трансконтинентальный роман. В 1916 году Гала снова едет в Париж, а в 1917-м становится женой Элюара. В 1918 году у них рождается ребенок – дочь, которую назвали Сесиль (1918–2016). Иногда о Сесиль Элюар пишут как о «ребенке сюрреализма», ведь она была единственной дочерью Галы и Поля. Конечно, родители Поля, принадлежавшие к старинному и стремительно богатеющему роду, не были рады избраннице сына: бедной русской девушке, к тому же с плохим здоровьем.

Гала с дочерью
i.pinimg.com

Из Елены не получилось хорошей матери, как и хорошей хозяйки. Поль Элюар обожал Сесиль, но Гала оставалась равнодушна к своему ребенку. Например, когда она жила с Дали, Сесиль приезжала к ним, в Испанию, но мать даже не стала говорить с дочерью. Гала закрыла дверь, не впустив Сесиль. По этому поводу российский искусствовед и критик Виталий Вульф (1930–2011) имеет собственное мнение, называя Галу «Мадонна сюрреализма». Я приведу цитату ниже.

…девочке было словно предсказано быть праздником для гениев, освещающих светом своего таланта этот мир <…> Гала была из тех женщин, в которых чрезвычайно развит материнский инстинкт; только направлен он не на собственных детей, а на любимого мужчину. Желание опекать его, наставлять было в Гале очень сильно <…> Гале пришлось вернуться в Париж, где она объяснила мужу, что произошло между нею и Дали, а затем снова вернулась в Кадакес. Но тут снова дала о себе знать ее болезнь: у нее обнаружили плеврит. Элюар забрасывал Галу письмами с требованиями и мольбами уехать из Кадакеса на лечение. Но Дали, не менее обеспокоенный, увозит Галу в Андалузию <…> То ли из-за любви, то ли из-за целительного климата, но Гала быстро поправилась <…> Как это ни странно, Элюар смирился с ситуацией: он оставил жене с любовником квартиру, помогал деньгами. Гала не собиралась сразу с ним разводиться – его влияние и деньги могли помочь и ей, и Дали…

Виталий Вульф. Божественные женщины

Сальвадор и Гала
2.bp.blogspot.com

P.S. Если заинтересовала персона Виталия Вульфа, можно еще полистать его работы «От Бродвея немного в сторону: Очерки о театральной жизни в США, и не только о ней, 70-е годы», «Театральный дождь», «Женское лицо Запада», «Музы и жены», «Великие женщины ХХ века», «Кумиры ХХ века», «Женщины, изменившие мир» и другие.

Почти сразу после женитьбы Элюар отправился на фронт, невзирая на плохое самочувствие. Тяжелые отношения с родителями Поля породили в Гале страстное желание получить свободу из рутинного ада. Часто говорят, что Поль Элюар стал тем, кем он есть, именно благодаря стараниям Галы. Елена, еще в начале романа с Элюаром, редактировала его стихи, которые затем поэт отправлял в издательства. Элюар очень любил Галу, об этом говорят, например, такие строки:

Тело ее – золотая поэма. Бесстрастное, роскошное и гордое, презирающее собственную плоть…

Гала, Дали и портрет Галы
factinate.com

Но когда Гала увидела более перспективного Дали, то без раздумий ушла к нему. Некоторые биографы Галы уверены, что она и сама обладала мощным творческим потенциалом, и просто искала человека, с кем сможет его реализовать. Дали оказался именно таким мужчиной. Втянутый в странный и неприятный (для него) любовный треугольник, Элюар получит официальный развод только 15 июля 1932 года. Дочь Поля и Елены останется жить с отцом. Больше у Галы никогда не будет детей.

Музей Дали
sygictraveldata.com

P.S.  Гала была не самой лучшей матерью и проявила равнодушие, не завещав дочери ничего из нажитого имущества. Согласно завещанию Галы, вся ее коллекция переходила к Дали, а после его кончины – к театру-музею Дали в Фигерасе (где он похоронен, кстати). После смерти Дьяконовой, Сесиль приехала в Мадрид, где встретилась с художников. Они подписали соглашение, что Сесиль отказывается от претензий на наследство, но Сальвадор выплатит ей компенсацию деньгами и некоторыми художественно ценными вещами. У Дали с Галой не будет детей. Объяснение этому можно найти в «Дневнике одного гения»:

Великие гении производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила. Я хочу оставить в наследство лишь себя <…> Во-первых: Гала и Дали. Во-вторых: Дали. В-третьих: все остальные, включая опять-таки нас двоих…

Элюар, Сесиль и Гала
img.lemde.fr

Через два года, в 1934-м, Гала вступит в гражданский брак (без венчания) с Дали, а Поль будет присутствовать на церемонии как свидетель. Кстати, помнится, Дали даже написал портрет Элюара. Сальвадор так прокомментировал картину, датированную 1929 годом:

Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз…

Портрет Поля Элюара (Дали)
abc.net.au

Отношения Дали с Галой продлились полвека, но по-настоящему это был триолизм, который закончился только со смертью Элюара. Гала, впрочем, писала, что Поль словно толкал ее в объятия Дали, нахваливая его, как необычного, яркого человека. Он же и познакомил Сальвадора со своей женой. В 1929-м, во время совместного путешествия, Сальвадор вдохновляется на портрет французского поэта…

Гала: фото
gratacos.com

В начале отношений Гала с Дали неожиданно столкнулись с финансовыми трудностями, и кто знает, как бы сложилась карьера Дали, если бы не Гала. Она стала для Сальвадора менеджером, таская его за руку по галереям, предлагая покупать его картины. Гала вела переговоры с критиками и галеристами, покупателями и дилерами, и в 1930-х годах, наконец, появились первые плоды ее усилий. Сальвадор постепенно становился знаменитым. Это означало также получение желаемой финансовой независимости. Дали был благодарен Елене.

Нарцисс по природе, он видит в жене свое отражение; любя ее, он, по сути, любит самого себя. Но Гала – это все лучшее, что есть в Дали, та сила и ценность, которых ему не хватало. «Я люблю Галу больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги, – писал Дали. – Спасибо <…> Гала – волшебное зеркало, в котором соединяются самые прекрасные моменты настоящего на протяжении всей моей жизни»…

Виталий Вульф. Божественные женщины

Гала: фото со спины
static.messynessychic.com

Смерть Галы в 1982 году приводит к тому, что здоровье и психическое состояние Дали начинают ухудшаться. Он впал в глубокую депрессию, развилась болезнь Паркинсона и последующий паралич. Остаток лет Сальвадор прожил в замке Пуболь, который когда-то купил для Галы. В 1989 году Дали умирает. Но даже стиль его смерти и захоронения говорит, что он оставался верным своим идеалам до конца. В городе Фигерас есть музей с телом Дали, замурованным в пол здания: Сальвадор хотел, чтобы его похоронили так, и чтобы люди могли ходить по его могиле.

Замок Пуболь (фонтан)
salvador-dali.org

P.S.  Возвращаясь на пару минут к Гале, нужно добавить, что Элюар и Дали были не единственными гениями в жизни Дьяконовой. С одним из именитых любовников Галу – опять-таки – знакомит Поль Элюар. В 1920-х она встречает немецкого художника и скульптора Макса Эрнста (1891–1976). Он также был одной из ведущих фигур авангарда ХХ века. Впоследствии Эрнст оставит свою супругу и станет жить в странном любовном треугольнике, с Галой и Элюаром. Ревность и собственничество отталкивали Дьяконову, поэтому она даже убедила Поля согласиться на ménage a trios. В 1922 году Эрнст пишет картину, которую называет «Встреча друзей». Единственной женщиной на картине была Гала.

Картина Эрнста "Встреча друзей"
surrealism.website

Дали называл Эрнста «мастером сновидений, переносящим свои произведения на холст». Что касается Элюара, то с Эрнстом их связывало необычное духовное родство. Их письма, разговоры, встречи послужили основой для книги «Несчастья бессмертных» Поля Элюара. Книга вышла в Тарренце (Австрия), где находилась вилла Элюаров, и где и завязался роман между Эрнстом и Галой.

Макс Эрнст: фото
karsh.org

AS A MEMENTO. Заметка о том, кто все эти люди

По уже сложившейся традиции, я всегда делаю примечания к каждому, кого упоминаю. Теперь же мне пришло в голову поэкспериментировать с формой и назвать все имена и даты в конце статьи. Что ж, надеюсь, что это имеет смысл – удобный смысл.

Первым я вспомнила Бориса Виана (1920–1959). Он – французский прозаик, поэт, джазовый музыкант и исполнитель. Так пишет о нем наша современная энциклопедия, гуляющая в виртуальном пространстве. Говорят, что Виан опередил свою эпоху, но это можно сказать о каждом, кого я вспоминала на страницах этой статьи. Виан – модернист, автор скандальных, эпатажных произведений. Виан любил писать под псевдонимами, всячески играть с именами своих героев, прототипами которых были, как правило, реальные люди. Сейчас романы Виана активно переводятся с французского языка и издаются. Например, можно вспомнить ту же «Пену дней», «Сколопендр и планктон», «Осень в Пекине», «Сердцедёр», «Я приду плюнуть на ваши могилы», «У всех мертвых одинаковая кожа», «Женщинам не понять» и т. д.

Борис Виан: фото
knownpeople.net

Да… Одним из героев романа Виана «Пена дней» является некий Жан-Соль Партр. Легко заметить – даже без особого напряжения – что это переделка имени французского философа-экзистенциалиста, запомнившегося не только благодаря своим текстам, но и поступкам. Например, отказу от Нобелевской премии (1964 год) за роман «Тошнота». Речь идет о Сартре. Что ж, немного о нем. Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (1905–1980), кроме философского направления, оставил свое имя в литературе, драматургии и эссеистике. Сартр стоял на позициях атеистического экзистенциализма, а в какой-то период своей деятельности серьезно склонялся к марксизму. Сартру удалось уловить то, что ХХ век – это эпоха одиночества и отчуждения, что и отобразилось на жизни всех тех, о ком говорилось в этой статье. Почувствовать это способны лишь люди, вырванные из рутины жизни. С корнем. Сартру принадлежат художественные тексты («Тошнота», «Слова», «Возраст зрелости», «Странная дружба», пьесы «Мухи», «За закрытыми дверями», «Почтительная потаскушка», «Дьявол и Господь Бог», новеллы из сборника «Стена»), литературная критика («К театру ситуаций», «Миф и реальность театра»), философские труды («Что такое литература», «Бытие и ничто», «Воображение», «Проблема метода», «Экзистенциализм – это гуманизм», «Критика диалектического разума»), а также тексты политической направленности («Размышления о еврейском вопросе», «О геноциде», «Почему я отказался от премии», «Маоисты во Франции») и другие.

Сартр: фото
cms.qz.com

Сартр почти всю жизнь состоял в открытых отношениях с Симоной де Бовуар (полное имя – Симона Люси Эрнестина Мари Бертран де Бовуар, 1908–1986). Французская писательница, философ, представительница экзистенциализма, как и Сартр, отказывалась от оформления брака. Благодаря работе «Второй пол», Бовуар считают идеологом феминистического движения. В жизни Симоны были и отношения с девушками, а одна из любовниц с Сартром у них была даже общей. Например, Натали Сорокина вступала в отношения не только с Симоной де Бовуар, но и с Сартром. Та же история с Ольгой Казакевич. Впрочем, здесь было даже несколько треугольников, ведь Казакевич вышла замуж за друга Сартра – Жана-Лорана Боста, который был в то же время любовником Бовуар.

Симона де Бовуар: фото
apilgriminnarnia.com

Кроме того, у Симоны были параллельные отношения с Сартром и Нельсоном Олгреном (1909–1981) – американским писателем, с которым француженка (кстати, Олгрен ласково называл ее «Френчи») познакомилась во время своего визита в Чикаго. Пребывание писательницы в США оставило на память ее почитателям фотографию, которая так и называется «Симона де Бовуар в Чикаго». Это фото сделал Арт Шей (1922–2018) – американский фотограф и писатель, словив момент, когда Симона закачивала принимать душ. В 2008 году журнал Le Nouvel Observateur поместил фотографию на обложку январского выпуска, после чего образ Симоны в Чикаго приобрел широкую популярность. Но, наконец, назову и несколько работ Бовуар – опять же, по нашему с читателем обыкновению: «Мандарины», «Воспоминания благовоспитанной девицы», «Сила обстоятельств», «Недоразумение в Москве», «Очень легкая смерть», «Сломленная», «Нужно ли сжечь маркиза де Сада?», «Прелестные картинки». Также недавно в печати вышли письма Бовуар к Олгрену под названием «Трансатлантический роман».

Симона де Бовуар в Чикаго
liberation.fr

Среди фильмов, которые я называла, звучали и работы итальянского режиссера, драматурга и поэта Бернардо Бертолуччи (1941–2018). Он – типичный продукт своего времени, но продукт, действительно, высокого качества. Бертолуччи не пугало общественное осуждение, он смело затрагивал самые неудобные проблемы: инцест, гомосексуализм, триолизм и т. д. Как и его коллеги (Годар, Пазолини), Бертолуччи увлекался философией фрейдизма и марксизма. Среди работ режиссера я бы выделила такие: «Перед революцией», «Любовь и ярость», «Стратегия паука», «Бедные умирают первыми», «Последнее танго в Париже», «Двадцатый век», «Мечтатели», «Ускользающая красота», «Трагедия смешного человека», «Последний император», «Маленький Будда», «Осажденные».

Бертолуччи: фото
peopledotcom.com

В разговоре об Элюаре и Пикассо я также писала о Нюш, которая была музой обоих авангардистов. Нюш – любимая модель Мана Рэя. Эммануэль Радницкий (1890–1976), который вошел в историю под псевдонимом Ман Рэй, – французский и американский фотограф, режиссер кино и художник, работавший в направлении сюрреализма. Это был узкий круг людей, где все знакомы друг с другом. К примеру, Гала, Элюар, Дали, Эрнст, Пикассо и Рэй состояли в довольно близких отношениях. Говоря о Мане Рэе, стоит упомянуть его фильмографию: «Возвращение к разуму», «О чем мечтают юные фильмы», «Антракт», «Оставь меня в покое», «Морская звезда» (мой любимый фильм у него), «Сны, которые можно купить за деньги» и т. д. Рэй любил эксперименты с новыми технологиями: он использовал фотограмму, аэрографию, соляризацию и другие техники фотографии. Ман Рэй имел и коммерческую жилку: собственно, многие великие мастера-первооткрыватели авангарда понимали, что нужно изворачиваться, чтобы зарабатывать деньги творчеством. В любом случае, Мана Рэя признали одним из влиятельнейших художников ХХ-го века.

Ман Рэй: фото
paradisoterrestre.it

Также был упомянут шведский писатель, публицист Август Юхан Стриндберг (1849–1912), основоположник современной литературы Швеции. Значительное влияние он оказал и на становление шведского театра. В постановках его пьес принимала участие вторая жена Поля Элюара Нюш. У Стриндберга есть романы («Красная комната», «Сын служанки», «Исповедь безумца», «Ад», «Одинокий», «Готически комнаты», «Черные знамена»…), повести и рассказы («Новое царство», «Рассказы о браке», «Утопии в действительности», «Чандала»…), а также пьесы («Вольнодумец», «В Риме», «Гермиона», «Фрекен Жюли», «Пария», «Узы», «Соната призраков», «Пляска смерти», «Большая дорога»…) и публицистические произведения («Синяя книга», «Открытые письма Интимному театру», «Речи к шведской нации»).

Август Стриндберг: фото
staticflickr.com

О фигуре Нюш, в частности, пишет в своих воспоминаниях русский литератор, общественный деятель, журналист, фотограф и переводчик Илья Эренбург (1891–1967). В круг парижских интеллектуалов он попал в период эмиграции – 1908–1917-й, а также 1921–1940-е годы. У Эренбурга обширная библиография: «Стихи – Париж», «Будни: Стихи – Париж», «Стихи о канунах», «Опустошающая любовь», «Черная переправа», «Плененный Париж», «Дорогами Европы», «Французские тетради» и другие.

Илья Эренбург
cdni.rbth.com

Эренбург был знаком со многими ключевыми фигурами французского авангарда. Он бывал в тех же местах, где собирались ведущие мастера сюрреализма, дадаизма, кубизма и других направлений в искусстве того времени. Наверняка, он знал и Ольгу Степановну Хохлову (1891–1955) – первую жену Пабло Пикассо, русскую актрису и балерину. В 1921 году Хохлова родила Пикассо сына – Пауло. Бесчисленные романы Пикассо на стороне, а также финансовые трудности послужили причинами охлаждения отношений супругов. Это сказывается и на манере изображения Хохловой Пикассо: если на первых портретах художник изображал жену более или менее реалистично, используя нежные тона и краски, но на поздних портретах внимание привлекает язык Хохловой, высунутый, словно у змеи. В конце концов, очередной роман мужа на стороне заставил Ольгу потребовать развода. Между Хохловой и Пикассо был заключен брачный договор, согласно которому художник обязывался отдать Ольге половину имущества. Это он делать отказался, и брачный договор не был расторгнут. Так, символично, Хохлова осталась женой Пабло Пикассо до самой ее смерти. Позже между ними возобновилась теплая семейная переписка.

Ольга Хохлова
blog.artdex.com

С Ольгой Пикассо познакомился через Сергея Дягилева (1872–1929), в «Русском балете» которого Хохлова танцевала с 1915 года. В частности, именно он говорил, что «на таких, как Ольга, только женятся». Дягилев – русский театральный и художественный деятель, основатель группы «Мир Искусства». Он также организовывал в Париже так называемые «Русские сезоны» и держал балетную труппу «Русский балет Дягилева». После революции в России (1917 год) многие ведущие интеллектуалы, аристократы, люди искусства оказались в эмиграции, поэтому Париж по праву стал культурной столицей Европы. Здесь родился авангард. Дягилев является автором также нескольких сочинений – это «Сложные вопросы искусства» и «Русская живопись в XVIII веке».

Сергей Дягилев и Игорь Стравинский
hopbackstage.org

В принципе, на этом наш экскурс в странные круговороты тройственности авангарда заканчивается, однако в культуре осталось еще много странных и шокирующих вещей. К примеру, тонкости интимной жизни всегда сопряжены с возрастом согласия, ну а кроме Парижа, осталось еще, как минимум, 8 мест, которые стоит посетить.

Метки:
Богдана Носенок

Культуролог

  • 1
Реклама

Сегодня также читают

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *