Что будем искать?

Путешествия

Кто живет на острове Сан-Микеле? Призраки великих мертвецов

Венеция. Безусловно, это одно из самых популярных туристических направлений. Город, расположенный на островах Адриатики. Венеция примечательна и своей невечностью. Общеизвестно, что город постепенно уходит под воду: ежегодно уровень воды в Адриатике поднимается на 2 мм, а каждые пять лет 2 сантиметра венецианских камней уходит под воду. Кстати, о камнях. Почти одноименная книга Рескина* – выражение закономерного и вполне объяснимого интереса к достопримечательностям города. Однако PlayOne знает еще одно место, которое может похвастаться не меньшим количеством туристов, чем собор Святого Марка. Это остров Сан-Микеле. Знаете, чем он знаменит?

Сан-Микеле – уголок вечности в невечной Венеции

Aqua alta – специфический, характерный символ Венеции. Это вовсе не то, о чем пишут в путеводителях. Однако о «высокой воде» можно прочитать в том же романе Томаса Манна* «Смерть в Венеции», о котором мы писали ранее.

Вид на остров Сан-Микеле
irishtimes.com

* Джон Рескин (1819–1900) – английский писатель, художник, теоретик искусства. Рескин оказал сильное влияние на развитие искусствознания ХХ века. Он также поддерживал художников-прерафаэлитов. Ему принадлежат книги: «Поэзия архитектуры», «Камни Венеции», «Этика пыли» и т. д.

* Томас Манн (1875–1955) – немецкий литератор, из-под пера которого вышло множество эпических романов, лауреат Нобелевской премии по литературе (за 1929 год). Манн считается мастером интеллектуальной прозы. В его произведениях часто встречаются неспешные философские размышления, мотив приближения смерти, близости инфернального (адского, потустороннего), крушения старого порядка, а также элемент гомосексуального эротизма. Наиболее известные труды Манна: «Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Смерть в Венеции», «Буденброки» и другие.

Церковь Сан-Микеле
s22408.pcdn.co

Наводнения в Венеции – явление вполне обычное. И привычное. Разливы одной из крупнейших рек Италии – По – регулярно становятся причиной подъема уровня воды в Венецианской лагуне (и в некоторых других районах северной Адриатики). «Высокая вода», aqua alta – тоже визитная карточка Венеции – периодически подтапливает легендарный город. Когда-то «высокая вода» не так уж часто беспокоила Венецию – может, 9 или 10 раз в год. Сейчас это происходит уже 90–100 раз в год, то есть в десять раз чаще. Говорят, что Венеция тонет. И делает это быстрее, чем ожидалось. Новость о затоплении города не нова. Регулярно изучать степень подъема воды начали только в 1872 году, однако ученые оказались большими оригиналами: они проанализировали картины Каналетто*, на которых прежние наводнения (или «высокая вода», говоря иначе) оставили темные пятна. Так удалось выяснить, что, начиная с 1727 года, уровень воды в Венеции поднялся на целых 60 см. Порой можно встретить прогнозы, что Венеция полностью окажется под водой к 2100 году. А с ней – еще 33 района в Италии, которым потенциально грозит затопление из-за подъема уровня воды в Средиземном море.

Гранд канал в Венеции (Каналетто)
fabulousmasterpieces.com

* Каналетто (Джованни Антонио Каналь, 1697–1768) – итальянский живописец, возглавивший венецианскую школу ведутистов. Каналетто был признанным мастером городского пейзажа, работая в стиле академизма. Среди его самых известных полотен, в частности: «Каприччо с руинами», «Вид Лондона», «Вид Венеции», «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем», «Палаццо Гримани» и другие.

Вид на остров Сан-Микеле с птичьего полета
wearsilencelikeamoth.com

Возможно (скорее даже – точно), под водой со временем окажется и остров Сан-Микеле, также известный как остров-кладбище. К слову, это не единственный остров, отведенный под место последнего пристанища людей, и не самое необычное захоронение. Например, во Флориде существует кладбище под водой, на глубине 14 метров. Это колумбарий – так мемориальный риф Нептуна, который изначально строился как туристическое место (воспроизводящее Атлантиду – мифический затонувший город), стал пристанищем праха покойных.

Вид на остров-кладбище в Венеции
travelaway.me

Остановка Сан-Микеле. Любопытные факты о венецианском кладбище

  1. Официально остров является частью архипелага Святого Михаила Архангела.
  2. Когда-то островок носил название Кавана де Муран, потому что служил остановкой по пути к не менее легендарному острову Мурано – месту, которое ассоциируется с венецианскими стеклодувами.
  3. Пожалуй, самый любопытный факт, что тот остров, который мы сегодня знаем под именем Сан-Микеле, появился от слияния двух других островов. Первый – это Кавана де Муран, о котором мы писали выше. Второй – Сан-Кристофоро, прозванный «дела Паче», что значит «Мирный». Это прозвище связано с историей, когда богослов фра (брат) Симеоне (кстати, владелец острова) помог властям в подготовке заключения Лодийского мира 1454 года. Это ознаменовало конец конфликта итальянских государств на Аппенинах. В результате Лодийского мира была образована так называемая Италийская лига.
  4. Что было на острове Сан-Кристофоро? Во-первых, монастырь (женская обитель сестер бенедиктинок). Во-вторых, церковь (носившая такое же название, как и остров). В-третьих, кладбище (при церкви). Собственно, именно это кладбище превратилось в 1807 году (по приказу Наполеона) в единственное городское место захоронения в Венеции.

    Ограда острова Сан-Микеле
    wikimedia.org
  5. Итак, в 1836 году власти решают засыпать небольшой узкий канал, который разделял Кавану де Муран и Сан-Кристофоро. Остров стал единым. Назвали это новообразование Сан-Микеле. Всю территорию отдали исключительно под городское кладбище.
  6. Еще в Х веке на острове Кавана де Муран построили церковь, а после он находился под управлением Камадульского ордена.
  7. Раньше крепость Сан-Микеле, располагающуюся здесь, занимал монастырь (принадлежащий все тому же Камадульскому ордену), после этого – тюрьма (в ней содержали итальянских патриотов, которые боролись против французов и австрийцев). Когда к власти пришел Наполеон*, в 1807 году территорию острова отдали под кладбище, как мы уже упоминали. Кстати, архитектором кладбища выбрали Джан-Антонио Сельву*.
  8. Остров находился под властью Наполеона с 1797 года. При его правлении монастырь переделали под тюрьму, но спустя 30 лет, в 1829 году, его вновь вернули в руки монахов (братьев францисканцев).

    Врата кладбища Сан-Микеле
    staticflickr.com
  9. Изначально на кладбище Сан-Микеле хоронили только венецианцев, но затем здесь выделили части под захоронения людей, согласно их вероисповеданию. Соответственно, на острове появились три отдела (под три христианские конфессии): католический, православный, а также протестантский (преимущественно здесь похоронены лютеране). Большую часть Сан-Микеле занимают католические захоронения, однако здесь погребены и многие русские – представители эмиграции, творческой интеллигенции и аристократических родов (им отведен участок греческой церкви).
  10. На острове можно посетить не только сами мемориалы известных лиц, о которых мы поговорим ниже, но также и церковь Сан-Микеле ин Изола (это значит «церковь Сан-Микеле на острове»; она была построена в 1469 году архитектором Мауро Кодуччи*). Это строение считается одним из древнейших образцов ренессансной архитектуры Венеции.
  11. Кладбище Сан-Микеле стало последним пристанищем для многих знаменитостей. Например, для Игоря и Веры Стравинских, Сергея Дягилева, Иосифа Бродского, Кристиана Доплера, Луиджи Ноно, Эзры Паунда и других.
Внутренняя часть ограды острова и скульптуры на ней
caroljahshan.com

* Наполеон I Бонапарт (1769–1821) – император Франции, а также полководец, государственный деятель (до того, как занял императорский трон). Наполеону принадлежит заслуга формирования основ современного французского государства. Бонапарт также пробовал себя на литературном поприще. Например, можно ознакомиться с такими работами императора: «О военном искусстве», «Ужин в Бокере», а также «Письма к Жозефине».

* Мауро Кодуччи (1440–1504) – итальянский архитектор и скульптор периода раннего Ренессанса. Он был автором многих зданий в Венеции, привнеся в венецианскую архитектуру флорентийские мотивы. Кодуччи – архитектор не только церкви Сан-Микеле ин Изола, но и кампанилы (колокольни) церкви Сан-Пьетро ди Кастелло, церкви Сан-Заккариа, палаццо Корнер-Спинелли (Гранд-канал) и т. д.

* Джан-Антонио Сельва (1751–1819) – итальянский архитектор, который работал в стиле неоклассицизма. Он, в частности, был занят реконструкцией Палаццо Долфин Мэнин, строительством здания театра Нуово Триеста, собора Колоньи Венеты и т. д.

Сан-Микеле с высоты птичьего полета
blog.hu

Иосиф Бродский. Венецианские строфы

Свет разжимает ваш глаз, как раковину; ушную
раковину заполняет дребезг колоколов... 

Иосиф Бродский. Венецианские строфы

Итак, список великих людей, для которых последней остановкой стал остров Сан-Микеле, мы предлагаем открыть Бродским. Наверное, мало кто не знает этого имени. Что же, Иосиф Александрович Бродский (1940–1996) – российский и американский литератор, которому принадлежат произведения как на русском, так и на английском языках. В 1987 году Бродский получает Нобелевскую премию по литературе.

Бродский в Нью-Йорке
nybooks.com

В 1972 году Иосифа Бродского поставили перед условием – либо ему придется провести неопределенное количество (но, видимо, значительное) времени в тюрьме, либо же он соглашается на отъезд из страны. В 1964 году Бродскому уже пришлось ощутить на своей шкуре, что такое «горячие денечки»: тогда поэта принудительно поместили в психиатрическую клинику. Впоследствии Бродский признавал этот опыт ужасающим. По его словам, тюрьма или ссылка  куда гуманнее, чем психиатрическая лечебница. Разумеется, из двух зол он выбрал меньшую – эмиграцию.

Бродский и Эллендея Проффер
cleveland.com

В июне 1972 года, наспех собрав чемодан, Бродский улетает из Ленинграда. Еврейское происхождение поэта обусловило маршрут его эмиграции, предписанный всем евреям. Сначала – Вена. Потом – зима 1973 года и первая поездка в Венецию… Поэт посещал этот город каждый год в течение 17 лет – серьезный срок! И встречал здесь каждое Рождество. Свои воспоминания о Венеции Бродский запечатлел в книге под названием «Набережная неисцелимых». Это автобиографическое эссе, написанное, кстати, на английском языке (название оригинала Watermark).  На самом деле, «Набережная неисцелимых» – заказ «Консорциума Новая Венеция» (Consorzio Venezia Nuova). В 1989 году задание написать нечто к Рождеству – об искусстве, картинах, о городе, в конце концов, – получил Иосиф Бродский. И он создал «Набережную…».

Много лун тому назад доллар равнялся 870 лирам, и мне было 32 года. Планета тоже весила на два миллиарда душ меньше, и бар той stazione, куда я прибыл холодной декабрьской ночью, был пуст. Я стоял и поджидал единственное человеческое существо, которое я знал в этом городе. Она сильно опаздывала…

Иосиф Бродский. Набережная неисцелимых

Бродский в Венеции
our-russia.com

Говорят, что Венеция у многих людей ассоциируется с карнавалом и яркими масками, может быть – с Джакомо Казановой или чем-то таким. Однако для человека, влюбленного в литературу, Венеция – это город Иосифа Бродского. Кого же он там ждал, на венецианской набережной?

Конечно, самое интересное – это самое скрытое и личное. Так случилось, что публичные люди, вроде Бродского, с трудом сохраняют тайну своей личной жизни. Роковой любовью поэта часто называют художницу Марину Басманову. О ней мы и поговорим. Марину считали странной девушкой: она имела склонность к шифрам (с помощью особого кода она вела свой дневник), загадочному и таинственному. С Бродским холодная Басманова знакомится 2 марта 1962 года. Страстность и решительность поэта сочеталась со спокойной задумчивостью Марины. Несмотря на ее внешнюю холодность, Бродский называл ее «пиявкой». Но роман этот складывался не совсем гладко. Родителям художницы опальный поэт пришелся не по вкусу, а сама Марина не собиралась и не хотела выходить замуж. Это приводило к частым ссорам и расставаниям. В итоге, в их отношениях были и любовные треугольники: можно даже встретить информацию, что ребенок Басмановой, которого Бродский принял как родного сына, мог оказаться вовсе не в родстве с поэтом… Однако все равно официальные источники пишут, что Андрей Осипович Басманов (род. 1967) – сын Бродского. Марианна Павловна Басманова (род. 1938) сейчас живет в Петербурге, а ее имя навсегда стало ассоциироваться с именем Бродского.

Марина Басманова (фото в молодости)
shanti.virginia.edu

Впрочем, в итоге Бродскому повезло в личной жизни: он встретил Марию Соццани (род. 1970). В 1976 году поэт переносит первый инфаркт, а в 1978-м ему делают операцию на сердце. Родители не могли выехать к сыну, чтобы поддержать его в сложной ситуации. В жизни Бродского была тяжелая полоса одиночества. В 1900 году ему исполняется 50 лет. Он пишет, что «писатель – одинокий путешественник», считая, что его судьба – умереть холостым. Но в январе 1900-го на его пути встречается Мария Соццани. Между ними – 30 лет разницы, однако Мария смогла стать для него любящей и верной супругой. В браке они прожили с 1990-го о 1996-й год, вплоть до смерти поэта. В 1993-м у них родилась дочь Анна (Анна Александра Мария Соццани). Бродский и Мария встретились в Сорбонне, на лекции по поводу вручения поэту Нобелевской премии. До конца Бродский будет подписывать многие произведения посвящением «М. Б.», но теперь эти буквы воплотили и образ другого человека – не только Марины Басмановой, но и Марии Бродской.

Мария Соццани (фото)
i.pinimg.com

За свою жизнь поэт пережил несколько инфарктов. Собственно, инфаркт и стал причиной его смерти. В ночь с 27-го на 28-е января 1996 года Бродский скончался от внезапной остановки сердца.

Бродского похоронили на кладбище Сан-Микеле. На этом настояла его жена, Мария.

Бродский и Мария Соццани
forumdaily.com

1 февраля 1996 года в Епископальной приходской церкви Благодати в Бруклине прошло отпевание Иосифа Бродского. На следующий день гроб с телом покойного был временно помещен в склепе, расположенном на кладбище при храме Святой Троицы, что на берегу Гудзона, где он находился до июня 1997 года. 21 июня 1997 года тело поэта было перезахоронено на протестантской части кладбища Сан-Микеле, расположенного на острове имени Святого Михаила Архангела в Венецианской лагуне. На деревянном кресте было написано – Joseph Brodsky. Впоследствии крест был заменен каменным памятником в античном стиле, изображение креста на котором предусмотрено не было…

Максим Гуреев. Иосиф Бродский. Жить между двумя островами

Могила Бродского
wikimedia.org

Игорь и Вера Стравинские

Чету Стравинских, точнее, их могилу, тоже можно встретить, гуляя по кипарисовому острову Сан-Микеле. Игорь Федорович Стравинский (1882–1971) – русский композитор, оказавший влияние на становление культуры ХХ века в целом. Стравинский – отражение своего времени, однако он сумел также преобразить его. Композитор почувствовал и применил новые тенденции, охватившие музыку ХХ столетия. Это, например, неоклассицизм и додекафония, которые пришли в музыку из Новой венской школы. Авангард.

Игорь Стравинский (фото)
grandsballets.com

Стравинский, в самом начале музыкальной карьеры, был замечен Сергеем Дягилевым (о нем мы тоже поговорим, чуть ниже), который высокого оценил талант композитора. Впоследствии Дягилев предложил Стравинскому написать балет для его «Русских сезонов», представлений, дававшихся в Париже. Три года сотрудничества с Дягилевым – три балета, которые сделали Стравинского всемирно известным композитором. Это «Жар-птица» 1910 года, «Петрушка», написанный в 1911 году, и «Весна священная» 1913-го. Композитор часто бывает в Париже…

Париж – столица культуры ХХ века. В частности, здесь было много русских, которые не поддержали власть большевиков и красных, эмигрировав в столицу Франции. Об эмиграции, конечно, можно написать очень много: пожалуй, целую книгу. После Первой войны Стравинский с семьей не возвращается на родину: из России он выехал накануне боевых действий, проживал в нейтральной Швейцарии. С 1920 года Стравинские живут в основном в Париже. Здесь он – еще во время «Русских сезонов» – познакомился с влиятельными фигурами музыки ХХ века: с Эриком Сати*, Клодом Дебюсси* и т. д.

Стравинский в роли дирижера
morrisonhotelgallery.com

* Эрик Сати (Эрик Альфред Лесли Сати, 1866–1925) – один из наиболее эксцентричных, оригинальных французских музыкантов ХХ века. Реформатор европейской музыки. В произведениях Сати зарождаются такие течения, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм, а также минимализм. Собственно, он считается одной из влиятельнейших фигур музыки стиля модерн. Ему принадлежат и балетные партитуры («Прекрасная истеричка», «Приключения Меркурия», «Представление отменяется»). Сати испытывал глубокую симпатию к Стравинскому: французский композитор даже написал о друге несколько статей. Одна из них была напечатана в журнале Vanity Fair в 1922 году. Мы рекомендуем также послушать знаменитые Gnossienne Эрика Сати.

Эрик Сати (фото)
wikimedia.org

* Клод Дебюсси (1862–1918) – французский музыкант, композитор. Дебюсси считается ведущим представителем музыкального импрессионизма. В 1891 году он знакомится с Эриком Сати, который в то время был вторым пианистом «Трактира Клу» на Монмартре. Это повлияло на дальнейшее творчество Дебюсси. Сати писал статьи и о нем, в частности, тоже. Дебюсси также сотрудничал с Дягилевым, работая вместе с ним над «Русскими сезонами». Композитору принадлежат такие произведения: опера «Пеллеас и Мелизанда», балеты «Камма», «Игры», «Ящик с игрушками», симфонии для оркестра, симфонические эскизы «Море», множество сочинений для фортепиано, а также камерная музыка.

Клод Дебюсси (фото)
media.npr.org

Стравинский оставил этот мир в 1971 году, 6 апреля. Его похоронили на кладбище Сан-Микеле, неподалеку от могилы его друга – Сергея Дягилева. Жена композитора – Вера Боссе (Судейкина, Стравинская) – пережила мужа на 11 лет. В 1982 году она нашла покой рядом со Стравинским. Что касается самой Веры, то…

Вера Артуровна Боссе (Судейкина, Люри, Шиллинг, Стравинская, 1888–1982) – русская актриса, художница. Она была замужем несколько раз. Первый брак оказался неудачным и быстро был расторгнут (с неким Люри). Второго мужа – Роберта Шиллинга – расстреляли в марте 1939-го. В 1915 году Вера познакомилась с художником Сергеем Судейкиным и вскоре переехала в Петербург (до этого она жила в Берлине и Москве). С мая 1919-го, после длительных путешествий, Вера поселяется в Париже. Через два года, в 1921-м, Сергей Дягилев познакомит ее с четвертым и последним мужем – Игорем Стравинским…

Вера Боссе (фото)
themakingofmarkova.com

Кстати, жизнь с человеком творческим – Сергеем Судейкиным – вдохновила Веру написать довольно забавные «Обязанности жены художника»:

  1. Заставлять художника работать любой ценой (пусть даже палкой).
  2. Любить работы художника так же сильно, как и его самого.
  3. Идти навстречу каждому порыву работы, вдохновляться новыми идеями, замыслами художника.
  4. Все работы, эскизы, рисунки, карикатуры держать в порядке, а также знать каждую картину или набросок, ее идею и значение.
  5. Относиться к новым работам как к приятным, неожиданным подаркам.
  6. Уметь смотреть на одну картину часами.
  7. Быть физически идеальной, а потому – быть вечной моделью художника.
Вера и Стравинский
i.pinimg.com

Ради Судейкина Вера ранее оставила мечту об актерской карьере. Собственно, с третьим мужем ее ждали нелегкие обязанности музы и прислуги одновременно, а частые переезды обрекали ее на «чемоданный быт». В Париже она снова выходит на сцену, принимая участие в балетной постановке «Спящая красавица» (сыграла эпизодическую роль Королевы). В 1922 году ей удается открыть здесь, в Париже, магазинчик Tulavera (вместе с подругой-художницей), где она будет продавать театральные аксессуары, в том числе для «Русских сезонов» Дягилева. Наконец, в мае этого года Вера оставляет Судейкина, который уезжает в США. Развод еще официально не оформлен.

Стравинский с женой на приеме
rackcdn.com

Роман со Стравинским. В 1920-х Судейкины познакомились и со Стравинским – через Дягилева. В биографиях пишут, что Вера и Игорь полюбили (скорее, увлеклись) друг друга сразу, с первого взгляда. Когда Стравинский уезжал – через два года после знакомства с Верой – в Нью-Йорк, он взял с собой ее открытку. Там было написано:

Надеюсь, там ты обретешь свободу…

Что-то, похожее на драму, ведь композитор тогда тоже имел семью и вовсе не собирался ее бросать. Стравинский никогда не расскажет матери, что изменял жене, ну а супруга композитора – Екатерина Гавриловна – однажды даже виделась с Верой Боссе. Об отношениях мужа с актрисой она, вероятно, знала. В 1939 году умирает сначала жена Стравинского, а потом и мать. Осенью этого года он тоже уезжает в США. За ним следует и Вера. В 1940 году они оформят официальный брак. Удивительно, но их брак продлился полвека. Веру Боссе называли последней музой Стравинского. Кроме того, говорили, что Стравинский – в довесок к гениальности – имел и странности, тяжелый характер, усложняющий жизнь с ним. Например, он панически боялся болезней, поэтому постоянно одевался слишком тщательно. Его мучили депрессии, ярость и раздражительность сменялись длительными периодами штиля…

Почти 20 лет, до смерти жены, Стравинский разрывался между Екатериной Гавриловной и Верой, попав в ловушку странного любовного треугольника. Семья иногда страдала: Стравинский мог забыть выслать им денег на содержание, и тогда Екатерина писала Вере – просьбу напомнить мужу об этом… В 1939 году Стравинский теряет сразу троих близких людей: мать, дочь и жену. Это открывает для него дорогу остаться с любимой Верой.

Стравинский и Дягилев
vam.ac.uk

Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я – в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня. Этой истине я призван служить и служу ей с полным сознанием <…> 1929 год, до которого доходит теперь моя «Хроника», отмечен большим и скорбным событием – кончиной Дягилева. Он умер 19 августа, и утрата его была настолько для меня чувствительна, что заслонила собой все другие стороны моей жизни в этом году. Поэтому я немного опережу хронологическое течение моего рассказа, чтобы поговорить о моем покойном друге. Он первый подошел ко мне в начале моей деятельности и по-настоящему умел ободрить меня и поддержать. Он не только любил мою музыку и верил в мое будущее, но и употреблял всю свою энергию на то, чтобы раскрывать мое дарование перед публикой. Он был искренне увлечен тем, что я тогда писал, и для него было подлинной радостью представлять мои произведения и даже завоевывать признание самых строптивых из моих слушателей, как это было с «Весной священной». Эти чувства и горячность, с которыми они проявлялись, естественно, вызывали во мне в свою очередь благодарность, глубокую привязанность и восхищение его чутким пониманием, бурной восторженностью и тем неукротимым горением, которым была отмечена вся его деятельность…

Игорь Стравинский. Хроника моей жизни

Могилы Стравинских
condecdn.net

Вот так писал о Дягилеве Игорь Стравинский. Как Вы уже догадались, Дягилев – это следующая фигура, следующий обитатель острова-призрака в Венеции, о котором мы поговорим.

Сергей Дягилев

Дягилев – татар упрямый, самолюбивый и т. д.

Михаил Ларионов

Сергей Павлович Дягилев (1872–1929) – фигура поистине одиозная. Хотя это слово сюда не подходит, ведь «одиозный» несет в себе какой-то оттенок негативности. О Дягилеве же стоит размышлять скорее в положительном ключе. Биография Сергея Павловича кишит событиями, и когда открываешь какую-то очередную статью о нем – не знаешь, за что взяться. Но мы здесь задались целью, прежде всего, дать читателю не полную биографическую выкладку, а скорее эскиз, набросок. В конце концов, на острове Сан-Микеле живут призраки, а не люди. А призраки – это всегда только эскизы.

Стравинский и Дягилев (фото)
cloudfront.net

Бродский называл Дягилева «гражданином Перми». Этот город оказал глубокое влияние на юного Сергея. В частности, потому что родительское имение украшали картины всемирно признанных мастеров. Петербург и Пермь обусловили интерес Дягилева к искусству. Даже не интерес, а настоящую любовь.

В 1908 году, после ошеломительного резонанса на родине, в Российской империи, Дягилев переносит центр своей деятельности за границу – в Париж. Он стремится популяризовать русскую культуру (и у́же – искусство) на Западе. Здесь проходят знаменитые «Русские сезоны», и Дягилев показывает себя прекрасным и талантливым антрепренером. В 1929-м оформилась труппа «Русский балет Дягилева». В рамках этих постановок он представляет публике новых звезд балета, новые оперы, новых композиторов…  В частности, сотрудничает и со Стравинским. Что касается личной жизни Дягилева, то он и здесь был крайне экстравагантен. Известно, что Сергей Павлович имел гомосексуальную ориентацию, при этом он открыто это выражал, не вызывая осуждения общества.

Дягилев с балетной труппой
i.pinimg.com

Дягилев прославился как неординарный импресарио. Кроме «Русских сезонов», он стремился прояснить до этого времени туманное представление Запада о русской культуре. Например, он как-то организовал выставку «Два века русской живописи и скульптуры». В Париже, конечно, в 1906 году. В 1907-м начинания Дягилева продолжились в попытке привить любовь и к русской музыке. Была дана серия из пяти вечеров – «Исторические русские концерты». Конечно, если пышность, элементы Востока (ориентальные черты) балета публикой воспринимались хорошо, то авангардные эксперименты Дягилева в тандеме со Стравинским были несколько провальными… Последние годы жизни импресарио начал постепенно отдаляться от балета, склоняясь в сторону коллекционирования и книг…

Балетная труппа Дягилева
cdni.rbth.com

1914 год оказался роковым для нашего кружка, для всего «основного штаба» русских спектаклей, но более всего он оказался фатальным для того человека, которого мы добровольно избрали себе в вожди и который, сознавая нашу практическую беспомощность, пожелал, будучи сам лишен художественно-творческих сил, взвалить на себя бремя всей деловой стороны. В 1914 году, вследствие разлуки, вызванной войной, кончается общая работа со школьной скамьи соединенных друзей, сближенных сходством творческих талантов и своим культом театра. Взамен его начинается эра, в которой наш «вождь и представитель» оказывается в роли безапелляционного вершителя… Увы, перемена эта ныне представляется мне чем-то вроде измены тому, во что мы когда-то все верили, во имя чего мы и обратились к театру, во имя чего и наш «лидер» решился в известный момент оторваться от родной почвы и повезти плоды творчества своих друзей в чужие края…

Александр Бенуа*. Александр Бенуа размышляет… С. 505–506

* Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) – русский художник, историк искусства. Бенуа известен работами в сфере художественной критики. Он также был основателем и главным идеологом сообщества «Мир искусства». Он – автор сочинений «Азбука в картинках», «Русская школа живописи», «История живописи всех времен и народов», «Жизнь художника. Воспоминания» и других.

Александр Бенуа (портрет)
wikimedia.org

Характер у Сергея Павловича был тяжелый. Говорят, что часто поведение Дягилева отличалось грубостью и несдержанностью. Но такую информацию подтверждают не все. Возможно, контраст характера – это всего лишь типичная черта творческих людей.

Могила Дягилева
i.pinimg.com

В 1921 году у Дягилева обнаружили сахарный диабет. Но упрямый антрепренер не слишком беспокоился соблюдением диеты и прочих врачебных предписаний. Дягилев страдал, кроме прочего, проблемами с весом, да и сам образ жизни не способствовал улучшению его состояния. С 1927-го жизнь Дягилева портит развившийся фурункулез (нагноения), который постоянно грозил сепсисом (заражением крови). В это время еще не изобрели антибиотики, а потому сепсис заканчивался летальным исходом… Лето 1929-го принесло обострение состояния антрепренера. Доктор отчитал Дягилева, предупредив, чем ему грозит несоблюдение режима. Конечно, как и следовало ожидать, Сергей Павлович все рекомендации врача проигнорировал. Вместо отдыха он отправился с труппой в Берлин, потом посетил Кельн и, наконец, через Париж приехал в Лондон. Обострение диабета, появление новых ран толкнули Дягилева принять решение уехать на лечение в Виши. Но, несмотря на это, 7 августа прибыл в Венецию… У него уже пошло заражение крови. Через 12 дней Дягилев умер. Похороны Сергея Павловича оплатили его друзья, и тело знаменитого антрепренера было погребено на кладбище Сан-Микеле, в его православной части. На могиле Дягилева надпись:

Serge de Diaghilew

Венеция – постоянная вдохновительница наших успокоений…

Надгробие Дягилева
marbletowns.com

Русская эмиграция

В бензиновом асфальтовом парижском бреду
Этот вальс вас успокаивал,
Отводил от вас беду.
Этот вальс, этот вальс, этот вальс,
Наивный, как весна…

Юнкерский вальс

Конечно, мы обратились только к трем фигурам, которые ныне «живут» на острове Сан-Микеле, но всех их объединяло кое-что общее – принадлежность к эмиграции. Стравинский, например, признавал, что водянистая Венеция напоминает ему Петербург, откуда пришлось уехать в связи с революцией и войной.

Венецианская лагуна: вид сверху
eoimages.gsfc.nasa.gov

Эмиграция настолько сильно срослась с Парижем, что даже появилось название «Русский Париж». История эмиграции начинается еще в XIX веке. Известно, что среди аристократов французский язык был практически вторым родным. Поэтому Франция избиралась как естественный путь приобщения к ценностям мировой культуры. В 1917 году Российскую империю сотрясает февральская революция и последовавшая за ней гражданская война, вынудившая многих представителей интеллигенции и аристократии выехать за границу. Местом эмиграции, закономерно, был избран Париж.

Канал в Венеции и старые двери
e360.yale.edu

В 1924 году Франция официально признала легитимность советской власти. Направление эмиграции «СССР–Франция» окончательно и прочно закрепляется в истории. Впрочем, в большинстве случаев, эмигранты были равнодушными гостями Парижа, ведь во Франции была масса и своих проблем. Не все эмигранты могли похвастаться высоким положением, происхождением и статусом, поэтому часто Париж не казался таким уж прекрасным – тем, кто приезжал сюда как на чужую территорию.

Париж: вид сверху
fineartamerica.com

Кстати, о том, что происходило в творческой среде Парижа, можно почитать в нашей статье о французском авангарде и странных отношениях, которые царили в этой атмосфере. Ну и, конечно, нельзя не влюбиться в Венецию вместе с Бродским.

Темы:
Богдана Носенок

Культуролог

  • 1
Реклама

Сегодня также читают

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *